Сафронова Елена Михайловна, музыкальный руководитель
Симфоническая сказка«Петя и волк»Цель: воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами. Задачи: Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк». Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки. Воспитание культуры слушания симфонической музыки.Методы: словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока); метод контрастного сопоставления; метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»); метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.Формы работы:индивидуальная, парная, фронтальная. Виды деятельности на занятии: 1. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
Ход занятия Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк» Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в нашем музыкальном зале. Глядя на ваши добрые, веселые лица, мне захотелось сделать для вас что – то интересное, удивительное, волшебное. Я решила пригласить в гости сказку. Но не простую, а симфоническую, музыкальную. Демонстрация презентации идет параллельно объяснению педагога, мотивируя и активизируя умственную деятельность дошкольников С болота, поросшего ряской,
Педагог: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Педагог обращает внимание детей на плакат «Симфонический оркестр» Педагог: Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке. У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию»
Музыкально – дидактическая игра «Угадай мелодию» Описание игры: Дети по музыкальным фрагментам должны отгадать персонаж, которому принадлежит данная музыкальная тема, и дать характеристику данному отрывку, применив метод ассоциаций. Педагог: Давайте остановимся на каждой теме поподробнее. Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник Дети: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. (Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).
Педагог: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).
Педагог: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание).
Педагог предлагает ребенку указать на плакате на этот музыкальный инструмент. Звучит музыкальная тема птички. (Слушание). Педагог: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? Дети: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Педагог предлагает ребенку указать на плакате на этот музыкальный инструмент. Педагог: Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).
Педагог: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится? (Слушание).
Педагог: Кого из героев сказки изображает следующая мелодия? (Слушание, анализ).
Педагог: Какой инструмент, исполняет тему Уточки? Какой тембр у гобоя?
Звучит тема волка. Педагог: Ребята, кого теперь нарисовала нам музыка? (Дети отвечают). Что музыка рассказала нам о волке. Какой он? Дети: Он опасный, страшный, злой, «воет», гонится за Уткой прыжками, набрасывается, рычит. Педагог: А каким инструментам Сергей Сергеевич Прокофьев поручил изобразить волка? Дети: Валторны. Педагог: Совершенно верно. Это решение композитора немного удивило любителей музыки. Ведь валторна обладает прекрасным таинственным звучание, но как оказалось, если три валторны рявкнут какой – нибудь аккорд, то получается звучание, вполне напоминающее рычание волка. Педагог обращает внимание детей на карточки, которые рассыпались по полу. - Ребята, композитор так правдоподобно нарисовал музыкальными звуками образ волка, что я даже немного испугалась и рассыпала картинки, которые хотела вам показать. Там изображены герои сказки и музыкальные инструменты, которые их исполнили. Прошу вас помочь мне и подобрать пару к каждому персонажу. Музыкально – дидактическая игра «Подбери пару». Под финальное шествие из сказки «Петя и волк» дети подбирают музыкальный инструмент, который исполняет главную партию каждого персонажа. Педагог: Ребята, сегодня мы много говорим о героях сказки «Петя и волк». Мы слушали музыкальные портреты этих персонажей, смотрели карточки, на которых эти герои были изображены красками, а еще этих героев можно нарисовать пластически. Передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого их персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки. Пластическая импровизация Под каждую из музыкальных тем дети выполняют двигательные импровизации, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу. Педагог: Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»? Дети: Да. Педагог: А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная? Дети: Нет! Педагог: Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным. А мы, в свою очередь подарим нашим гостям прекрасную песню о музыке. Дети исполняют песню «Дружат музыка и дети». (Ю.Чичков, М.Пляцковский) 19 ноября 2021 в 07:27
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.