Сафронова Елена Михайловна, музыкальный руководитель
путешествие по музыкальному красноярскуКонспект музыкального занятия. Тема занятия: «Путешествие по музыкальному Красноярску» Возрастная группа детей: старшая группа Цель занятия: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки; художественной литературы; реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Образовательные задачи по основной образовательной области: - увлекать детей движением под музыку, создавать у них хорошее настроение - развивать музыкально – ритмическое чувство - формировать умение двигаться под музыку, останавливаться с окончанием музыки, менять самостоятельно движения со сменой музыкального произведения - самостоятельно придумывать движения, развивать творческое воображение, формировать у детей умение передавать образ, созданный классической музыкой - развивать тембровый слух - развивать устойчивость певческой интонации, звуковысотный слух - побуждать интерес к классической и современной музыке - побуждать к активным творческим самостоятельным действиям - развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира - вызывать у детей желание высказываться об услышанных классических произведениях, определять жанр исполняемого произведения и инструмент на котором исполняется Образовательные задачи по интегрируемым образовательным областям: Социально-коммуникативное развитие детей - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; формирование эмоциональной сферы ребёнка; развитие воображения; развитие пространственного мышления. Познавательное развитие детей - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности. Речевое развитие детей - обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Физическое развитие детей - развитие координации движения; выполнение основных движений - ходьба, бег; овладение подвижными играми с правилами. Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы: Музыкально-ритмическая деятельность: исполнение движений по показу воспитателя, исполнение по показу детей, самостоятельное исполнение. Слушание музыки: беседа, пояснения, постановка вопросов. Пение: повторение песни без оркестра, закрепление репертуара. Оркестр: исполнение воспитателем, объяснение, повторение детьми, закрепление репертуара Музыкальная игра: объяснение правил игры, самостоятельная игра. Планируемый результат: обеспечить последовательность и успешность музыкального развития каждого ребенка. Научить проявлять самостоятельность и творческую инициативу в исполнении музыкально-ритмических движений в музыкальных играх: «Правильно исполни», «Мы артисты», «Изобрази» и упражнениях. Воспитать интерес к исполнительской деятельности в исполнении песни «Упрямый медведь», эмоционально выражать свои восприятия через пение и движения. Воспитать у дошкольников любовь к классической музыке П.И. Чайковского, Т. Альбинони, И.С. Баха; к движениям и потребность к артистическому воплощению в сотрудничестве с педагогами. Развить интерес детей, любознательность о музыкальной культуре города Красноярска. Перечень оборудования и используемых материалов: Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, проектор, экран, ноутбук, диск с музыкальным репертуаром, шумовые музыкальные инструменты (ложки, трещотки, металлофон, дудочки, маракасы) Материалы: карта путешествия по Красноярску, карточки - изображающие разные танцевальные движения детей, 1 карточка-марш, 2 карточка-легкий бег, 3-хоровод, 4-кружимся парами, карточка 5- летим на самолёте, 6-едем на поезде, баннер музыкального лото, карточки музыкального лото. Перечень методической литературы: 1. «Ритмическая мозаика» Т. Суворовой, 2. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е.П. Раевская Москва «Просвещение» 1991г. 3. «Сказка с песней повстречались» И.М. Осокина Ярославль Академия развития 2006г. Перечень художественной литературы: 1. «Популярное пособие для родителей и педагогов 1000 загадок» Ярославль, Академия развития 2005г. Ход занятия: Воспитатель в группе перед музыкальным занятием обращает внимание детей на то, что у них появилась интересная карта, оформленная нотками и карточки с картинками, где изображены дети марширующие, бегущие, танцующие, прыгающие, изображающие разные танцевальные движения. Воспитатель: Ребята, посмотрите, как оформлена карта? (ответы детей). А что изображено на этих карточках? (ответы детей). Всё верно карта оформлена нотками, а где у нас в детском саду живут нотки, и музыка? (ответы детей). Мы отправляемся в музыкальный зал. Дети входят в музыкальный зал. Игра «Правильно исполни» Звучит музыка, дети исполняют движения, соответствующие звучащему произведению (марш, лёгкий бег, подскок, боковой галоп). По окончании звучания музыки дети останавливаются и занимают свои места в музыкальном зале. Музыкальный руководитель поёт здравствуйте, ребята. Дети поют - здравствуйте. Воспитатель: Мы с ребятами в группе нашли карту с нотками и карточки, но мы не знаем, что с этим делать? Музыкальный руководитель: Ребята, я вас сегодня приглашаю играть. Чтобы начать игру предлагаю раскрыть карту и посмотреть, что на ней изображено (ответы детей). Да это наш город Красноярск, филармония, театр оперы и балета и органный зал. Как вы думаете кто работает в филармонии, в театре и органном зале (ответы детей). Чтобы нам это узнать, я предлагаю вам отправиться в путешествие по музыкальному Красноярску. Для начала нашей игры мы смотрим карточки, что на них изображено и начинаем наш путь. Игра «Изобрази» 1 карточка-марш, 2 карточка - легкий бег. Звучит музыка, дети исполняют движения. Мы с вами попали в Красноярскую филармонию (слайд фотографии-филармонии, фотографии оркестров-симфонического, народного, танцевальных коллективов). Здесь работает очень много разных коллективов. Но сегодня мы познакомимся с симфоническим оркестром (слайды фотографии-оркестра, инструментов симфонического оркестра и дирижера). Я вам предлагаю стать настоящими музыкантами, мы будем играть в оркестр и изображать характер, настроение музыки, разные звуки. Выберем дирижёра и начнем играть в оркестр. Песня игра - оркестр «Упрямый медведь» слова и музыка И.М. Осокина. Ну, что продолжаем нашу игру путешествуя по музыкальному Красноярску. Смотрим карту, и отправляемся в путь в театр оперы и балета. Берите карточки Игра «Изобрази» 3 - хоровод, 4 - кружимся парами. Мы оказались в Красноярском театре оперы и балета (слайд–картинки театральной площади и театра, поющих артистов, танцующих артистов, декораций, оркестра, постановок балета). Я вам предлагаю посмотреть видео, отрывок постановки балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, «Танец маленьких лебедей» (слайд – отрывок видео «Танец маленьких лебедей»). Расскажите, что делали артисты на сцене? (ответы детей). А как звучала музыка? (ответы детей). Звучал симфонический оркестр. А артисты красиво танцевали. И я вам предлагаю стать артистами театра оперы и балета. Мы будем самостоятельно придумывать свой танец. Ваши движения будут точные и грациозные, изящные, интересные, красивые, разнообразные. Игра «Мы артисты» музыка П.И. Чайковского «Танец маленьких лебедей». Ну что, продолжаем нашу игру-путешествие, смотрим карту и отправляемся в органный зал. Игра «Изобрази» - карточка 5 - летим на самолёте, 6 – едем на поезде. Ну вот мы приехали. Он церковный наш служитель. Был для Баха вдохновитель. Весь оркестр заменит один. Как называется тот господин? (ответы детей) (слайд-фото органного зала, органа). Смотрим: (слайд – видео с концерта в органом зале И.С. Бах «Токката и фуга» d moll). Дети, как звучал орган? (ответы детей). Он звучал ярко, выразительно, насыщенно. Как вы думаете орган может заменить целый оркестр (ответы детей), а какие инструменты могут звучать в ансамбле с органом (ответы детей). Орган называют царём музыкальных инструментов. Это самый большой и громкий инструмент. Его звук сочетается с разными музыкальными инструментами, а его красивые голоса могут изображать разное настроение. Сейчас я вам предлагаю поиграть в музыкальное лото. Игра «Музыкальное лото». (Детям раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов, на полу лежит баннер с картинками таких же инструментов). Будет звучать музыкальное произведение Т. Альбинони «Адажио», (орган и струнный оркестр) вы внимательно слушаете и выкладываете карточки инструментов, которые вы услышали (дети слушают музыку и выкладывают карточки). Ребята, мне сегодня с вами было очень интересно играть. А вам было интересно играть в музыкальные игры и путешествовать по музыкальному Красноярску? (ответы детей). А во что вам больше всего понравилось играть в нашем путешествии? (ответы детей). А какое из мест, где мы свами сегодня побывали, вы хотели бы посетить с вашими родителями? (ответы детей). Я думаю, что ваши желания могут быть исполнены, и мы с вами можем отправиться на любой детский концерт в филармонии, в театр оперы и балета, в органный зал. Повтор слайдов - (слайды фотографии-филармонии, театра оперы и балета, органный зал). Наша игра-путешествие подошла к концу и сейчас мы возвращаемся в детский сад. Игра «Правильно исполни». Звучит музыка, дети исполняют движения, соответствующие звучащему произведению (марш, подскок, легкий бег). Уходят в группу. Приложения Игра «Изобрази» Цель: развивать музыкально – ритмические движения. Игровое пособие: карточки с изображением дети маршируют, дети бегут, дети водят хоровод, кружатся в парах, картинка самолёт и паровоз. Ход игры: Звучит музыка, дети исполняют движения, соответствующие звучащему произведению (марш, легкий бег, хоровод-хороводный шаг, кружение в парах, упражнение самолёт и поезд). По окончании звучания музыки дети останавливаются и занимают свои места в музыкальном зале. Музыкальное оформление: Марш – «Марш парад» Т. Суворова, легкий бег – «Воробышек» Т. Морозова, хоровод – «Чок, чок каблучок» Т. Суворова, кружение в парах – «Весёлые пары» Т. Суворова, картинка самолёт - «Самолёт» Т. Морозова, картинка поезд - «Поезд» Т. Суворова. Игра «Музыкальное лото» Цель: Учить детей различать тембр музыкальных инструментов, развивать тембровый слух. Игровое пособие: баннер с картинками музыкальных инструментов и карточки с такими же картинками. Ход игры: дети внимательно слушают музыкальное произведение и выкладывают картинки инструментов, которые звучали в музыкальном произведении. Игра «Правильно исполни» Цель: развивать умение слушать музыку, менять движения со сменой музыкального произведения. Ход игры: дети внимательно слушают музыку и исполняют движения в соответствии звучащей музыки: «Марш» - музыка Э. Парлова, подскок- музыка Е. Тиличеевой «Пляска», лёгкий бег- музыка Я. Степового «Украинская н. м.», боковой галоп- музыка Т. Ломовой «Игра». Игра «Мы артисты» Цель: самостоятельно придумывать движения, развивать творческое воображение. Ход игры: дети слушают музыку. Определяют характер, настроение, темп музыки. Обговаривают какие движения могут подходить к данной музыке. Произведение включается повторно дети самостоятельно придумывают движения. 0cm;ma u’-o H2j .25pt;margin-left:0cm;text-indent:18.0pt;line-height:normal’ Грохотом Грома Сменилась Она! И вот уже дождик Тихонько- Ты слышишь?- Закапал Закапал, Закапал по крыше… Сейчас Барабанить Он станет… Уже Барабанит! Уже, барабанит! (А. Шибаев) Лес ночной Был полон звуков: Кто-то выл, А кто - мяукал, Кто-то хрюкал, Кто-то топал, Кто-то крыльями Захлопал. Кто-то ухал И кричал И глазищами Вращал, Ну а кто-то Тихо-тихо Тонким голосом МОЛЧАЛ! (С. Пшеничных) Красиво у нас получилось. Теперь подойдем к следующему столу. На нем вы видите бумагу: тонкую и плотную. Возьмите любую и послушайте, как по-разному она шуршит. У нас получается «бумажная музыка». Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы, Шуршит камыш и дождь шуршит, И мышь, шурша, в нору спешит, А там тихонечко шуршат шесть шустрых маленьких мышат (А. Усачев) Музыкальный руководитель: Молодцы ребята! Справились с заданием. Наш поезд продолжает свое следование, мы приближаемся к станции: «Слу – ду – дей!» Что значит: слушаем, думаем, действуем! Мы выяснили, что шумовые инструменты и звуки не имеют высоты, поэтому на них невозможно сыграть мелодию. Но своими тембровыми окрасками они могут украсить любое музыкальное произведение. • Оркестр «Посуда» Аккомпанемент на бокалах, ложках и крышках от кастрюль. • Песня «Нарисую весну» Аккомпанемент на хрустальных фужерах. Музыкальный руководитель: Наш поезд подъезжает к последней остановке. Станция «Цветочная». Только вот беда, нас хотели встретить здесь с цветком, а лепестки разлетелись. Собрать этот цветок сможете только вы, если вспомните все, что мы сегодня узнали в нашем путешествии о звуках. И сделаете правильные выводы. Дети читают задания на лепестках и собирают цветик – семицветик. Задания: 1. Какие уши лучше слышат? 2. Что нужно сделать, чтобы любой предмет зазвучал? 3. Как ослабить силу звука? 4. Что такое звук? 5. Чем отличаются музыкальные инструменты от шумовых? 6. Закончи фразу «Если дрожит – значит … звучит!» 7. Голос человека, шумовой или музыкальный инструмент? Музыкальный руководитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Закончить его я хочу стихотворением: Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной. Как прекрасно слышать звук: Шум дождя и сердца стук! Мы кричим, смеемся, дышим, Мы слова и мысли слышим, Слышим даже тишину… Как гуляет кот по крыше, Как шуршат за стенкой мыши, Волки воют на луну. Дети: (хором) Мир без звуков был бы грустный, Серый, скучный и «невкусный»! 19 ноября 2021 в 07:32
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.