Сафронова Елена Михайловна, музыкальный руководитель

Слушаем музыку русских композиторов

 Слушаем музыку М. И.Глинки

Программное содержание. Познакомить детей с произведениями М. И. Глинки. Учить различать жанры музыкальных произведений. Подобрать музыкальные инструменты к каждому произведению и сделать его оркестровку. Воспитывать эстетический вкус и желание слушать музыку.

Ход занятия

Дети уже знакомы с некоторыми произведениями М. И. Глинки, владеют приемами игры на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня мы будем слушать музыку великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Мы с вами уже знаем, что он написал много произведений симфонической и фортепианной музыки. Сегодня мы послушаем «Детскую польку», романс «Жаворонок» и «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Музыкальный руководитель исполняет «Детскую польку».

Музыкальный руководитель. Это марш или полька? (Полька.) Каков характер произведения? (Танцевальный.) Сколько в нем частей? (Три части.) Каков характер первой части? (Легкий, подвижный, звучит в высоком регистре, веселый, местами звучит отрывисто.) Как звучит вторая часть? (Более громко.) Третья часть — повторение какой части? (Первой.) Какой характер у танца полька? (Веселый, легкий, игривый, задорный.) Какой инструмент более всего подойдет для оркестровки? (Бубен.) Сейчас послушаем романс «Жаворонок» на слова поэта Николая Кукольника.

Дети слушают романс.

Музыкальный руководитель. Каков характер этой песни? (Легкий, нежный.) Сколько в ней куплетов? (Два.) Есть ли здесь музыкальное вступление, проигрыш и заключение? (Есть.) Какая это музыка по своему характеру? (Изображение щебетания птички.) Какой инструмент подойдет для оркестровки этой песни? (Музыкальный треугольник.) Послушаем еще раз этот романс и попробуем подыграть вступление, проигрыш и заключение.

Слушание романса повторяется.

Музыкальный руководитель. Теперь мы будем слушать «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». Это произведение симфоническое, но марш так понравился известному венгерскому композитору Ференцу Листу (можно показать портрет), что он переложил его для фортепиано и сам исполнял этот марш с большим успехом. У Александра Сергеевича Пушкина есть описание шествия Черномора со слугами, которые несут его седую длинную бороду (педагог может прочесть данный отрывок). Михаил Иванович Глинка сочинил музыку для этого шествия — «Марш Черномора». Прослушаем этот «Марш».

Дети слушают произведение.

Музыкальный руководитель. Сколько частей в этом произведении? (Три.) Каков характер первой части? (Грозный, страшный, отрывистый.) Первая честь — это образ Черномора, коварного и злого волшебника. Каков характер второй части? (Оченьлегкий, прозрачный, мелодичный.) Вторую часть в оркестре исполняют колокольчики, которые создают впечатление волшебной сказочной музыки. А третья часть — повторение Какой части? (Первой.) Давайте вместе выберем инструменты для оркестровки «Марша Черномора». Первую часть можно подыграть на барабане, а вторую — на колокольчиках. Слушаем «Марш Черномора» в оркестровом исполнении и подыгрываем на детских музыкальных инструментах.

Дети слушают произведение и подыгрывают.

Музыкальный руководитель. Итак, ребята, мы с вами сегодня познакомились с музыкальными произведениями великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Надеюсь, что они вам понравились, и мы послушаем их еще раз.

На последующих занятиях к прослушанным произведениям можно добавить «Вальс-фантазия», «Камаринская», «Арагонская охота» и др.

 

М. И. Глинка — основоположник русской музыкальной классики

Программное содержание. Познакомить детей с биографией М. И. Глинки.

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Михаил Иванович Глинка — великий русский композитор. Он родился в 1804 году в селе Новоспасском близ города Ельни, в помещичьем доме. Здесь он провел детские годы. С самого раннего детства Миша слушал музыку — играл ли крепостной оркестр или музицировали приезжие гости. Сам он тоже учился играть на фортепиано и немного на скрипке, но больше всего любил слушать музыку. «Музыка — душа моя», — сказал маленький Глинка своему учителю.

В тринадцать лет он поступил в Петербургский благородный пансион, где получил хорошее образование. Глинка продолжал заниматься музыкой у лучших педагогов. Окончив пансион, Глинка поступает на службу в Главное управление путей сообщения. Его служба ничего общего не имела с музыкой, но жажда музыкальных впечатлений не покидала его, поэтому он посещал оперные спектакли, музыкальные вечера, интересовался народной музыкой. Во время поездки на Кавказ его поражают своей красотой и необычностью народные напевы. В это время Глинка начинает сочинять музыку, и некоторые из ранних его произведений можно отнести к сокровищам русской вокальной музыки.

Глинка всегда любил путешествовать. В 1830 году он отправился в Италию. Эта страна привлекла его как красотой природы, так и своей музыкальной культурой. Путешествуя и слушая итальянских композиторов, Глинка приходит к мысли о создании русской национальной оперы. Сюжет был подсказан поэтом Жуковским: о подвиге крестьянина Ивана Сусанина, который во время войны с поляками завел польский отряд в дремучий лес, где сам погиб, но погубил и врагов. Эта тема захватила воображение композитора, и работа шла довольно быстро. Вскоре опера о подвиге русского человека и русского народа увидела свет. Музыка, как и сюжет, была народной, основанной на принципах народного творчества. Опера имела успех.

В это время Глинка начинает думать о новой опере и обращает свое внимание на поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Необычайно ярко в опере нарисованы сцены в замке волшебницы Наины, садах Черномора, звучат русские и восточные мелодии. Опера очень красива по своей музыке и художественному оформлению.

Помимо этих двух опер Глинка написал много романсов, песен на слова Пушкина, Жуковского, Лермонтова, а также других произведений как для оркестра, так и для фортепиано. Музыка «Гимн городу» («Здравствуй, славная столица!») был гимном нашего государства.

Сейчас мы с вами послушаем музыку. Обратите внимание на красоту, широту и величественность звучания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детям о Н. А. Римском-Корсакове

Программное содержание. Познакомить детей с биографией Н. А. Римского-Корсакова. послушать его музыку: пляску птиц из оперы «Снегурочка» и русскую народную песню «У меня ль во садочке...» в обработке Римского-Корсакова. Обратить внимание ребят на веселый песенно-плясовой характер музыки, элементы изобразительности (птицы слетаются, подражание пению кукушки) и отметить средства музыкальной выразительности, которыми композитор передает образ весенней природы.

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Николай Андреевич Римский-Корсаков — великий русский композитор, педагог и дирижер, родился в 1844 г. в городе Тихвине. Когда он был маленьким, в семье его называли Ника — это уменьшительное имя от полного имени Николай. Дом родителей Римского-Корсакова стоял на высоком берегу реки Тихвинки, а вокруг был большой сад, за которым начинались бескрайние поля. Предметы и звуки дома, цветы в саду, растения в огороде, звезды на небе, голоса птиц и мелодичные песни — все это привлекало внимание мальчика. Его старший брат в это время уже плавал в морях Дальнего Востока. Письма из Китая и Японии возбуждали воображение Ники. Учился он хорошо и легко, был очень любознательным ребенком, поэтому старший брат дал ему шутливое прозвище Вопросительный знак.

Ника начинает заниматься музыкой, проявляя большие музыкальные способности. В семье на это не очень обращают внимание, так как все члены семьи были музыкантами и играли на фортепиано.

В двенадцать лет его привозят в Петербург и отдают учиться в Морской кадетский корпус. Он продолжает сам изучать музыку, пробует сочинять. Начинает заниматься с Михаилом Александровичем Балакиревым, известным композитором и дирижером. Окончив учение в Морском кадетском корпусе, Ника отправляется в кругосветное путешествие. Ушел в плавание мальчиком, а вернулся взрослым человеком. Теперь мы его будем называть Николаем Андреевичем. Впечатления, полученные в плавании, он впоследствии отразил в своей музыке.

Римский-Корсаков учился в консерватории в Петербурге. Теперь она носит его имя. Окончив учебу, Николай Андреевич стал преподавать в консерватории по классу композиция. Учил других сочинять музыку. Ему очень хотелось стать дирижером, и он получил разрешение дирижировать оркестром при исполнении его произведений. Впоследствии Николай Андреевич много дирижировал, уделяя этому большое внимание. Римский-Корсаков сочинил много замечательной музыки. Он автор пятнадцати опер, среди которых «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»; многочисленных симфонических произведений, романсов, обработок народных песен, в том числе русских.

В 1881 году композитор написал оперу «Снегурочка», в которой есть сцены проводов Масленицы и встречи Весны. Николай Андреевич яркими средствами музыкальной выразительности передает образ весенней природы. Сейчас мы с вами послушаем пляски птиц из оперы «Снегурочка». Обязательно обратите внимание на живой, веселый характер музыки, прислушайтесь — и услышите песню кукушки, усиление и ослабление звучания музыки, отрывистые звуки, которые оживляют музыку.

Дети слушают музыку и высказывают свои впечатления.

Музыкальный руководитель. Еще мы с вами послушаем русскую народную песню «У меня ль во садочке...» в обработке Римского-Корсакова. Обратите внимание на ее веселый, хороводный характер, обороты старинной русской песенной речи. На следующих занятиях мы познакомимся с фрагментами музыки из опер «Садко» и «Сказка о царе Салтане».

Слушание произведений Римского-Корсакова следует повторить и связать это с занятиями по изобразительной деятельности.

 

 

 

 

 

«Детский альбом» П. И. Чайковского

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с музыкой П. И. Чайковского. Познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями из него, научить определять характер и настроение прослушанной музыки.

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Ребята, мы с вами уже говорили о том, что Петр Ильич Чайковский написал много красивых и интересных произведений для детей. У него были племянники, которые также занимались музыкой. Особенно радовал Петра Ильича своими музыкальными успехами его племянник Володя Давыдов. Ему и был посвящен «Детский альбом», в который вошли пьесы, отображающие картинки детской жизни, танцы и народные песенки разных стран: напевная русская песня, задорная немецкая, веселая неаполитанская, грациозная итальянская и др. Когда будет звучать музыка из этого альбома, вы услышите веселые и грустные мелодии, познакомитесь с добрыми и злыми героями, новыми историями о кукле и узнаете многое, многое другое. У вас дома есть солдатики? Вы любите играть с ними? (Ответы детей.) Солдатиками любили играть во все времена. Раньше они были оловянными. Помните стойкого оловянного солдатика из сказки Ганса Христиана Андерсена? Он был сделан из олова. Но были еще и деревянные солдатики — очень красивые и нарядные, в синих мундирах, с ружьями. Такие солдатики были у племянника Чайковского. Давайте послушаем пьесу П. И. Чайковского о деревянных солдатиках.

Дети слушают музыкальное произведение.

Музыкальный руководитель. Как вы думаете, что делают деревянные солдатики?

Дети. Маршируют.

Музыкальный руководитель. Правильно. Как можно назвать эту пьесу?

Дети. Марш.

Музыкальный руководитель. Конечно. Эта пьеса так и называется — «Марш деревянных солдатиков». Одна из любимых детских игр — это игра в лошадки. Лошадки бывают разные: лошадка-качалка, палка с головой лошадки, заводные игрушки-лошадки. Давайте поиграем в лошадки под музыку Петра Ильича Чайковского «Игра в лошадки».

После игры дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель. Все ребята любят не только играть, но и слушать сказки. В том числе, конечно же, сказки про Бабу Ягу. Постараемся вспомнить, где живет Баба Яга.

Дети. В лесу.

Музыкальный руководитель. Да, она живет в дремучем лесу, среди больших деревьев и сухих пней, в избушке на курьих ножках. Рядом с ней верные слуги: совы, старый ворон, дикие гуси-лебеди. Летает она на метле и в ступе.

Звучит пьеса П.И. Чайковского «Баба Яга».

Музыкальный руководитель. Итак, мы сегодня прослушали пьесы из «Детского альбома». Назовите эти произведения. (Дети называют.) Правильно. На следующих музыкальных занятиях мы послушаем другие пьесы из этого альбома и поговорим о них.

Примечание. На следующем занятии дети снова слушают эти произведения, узнают их и вспоминают названия. Затем вместе с музыкальным руководителем делают анализ пьес по следующей схеме: название и автор произведения, характер, темп, динамические оттенки, импровизация движений в соответствии с содержанием и характером музыки. При этом используется иллюстративный материал и стихи русских поэтов.

Итогом темы «Музыка П.И. Чайковского» могут быть занятия по изобразительной деятельности, кл которых дети рисуют иллюстрации к «Детскому альбому» и к циклу «Времена года».

 

Конспект тематического занятия, посвященное знакомству с композитором П. И. Чайковском

Программное содержание. Познакомить детей с биографией П. И. Чайковского. Дать представление о Чайковском как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу и русского человека.

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Петр Ильич Чайковский —великий русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале. В семье воспитывалось много детей, и Петя был

младшим. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, так как был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку, и она заставляла его то радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нем, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. Описывается такой случай. В доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петя ушел к себе в комнату раньше всех. Когда в нее вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!». Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции.

Петр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений дли детей и юношества. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя. Перед зданием консерватории поставлен памятник великому русскому композитору. Он изображен сидящим, а его рука застыла в воздухе с дирижерской палочкой. Вокруг памятника посажены русские березки, потому что в одном из произведений он использовал русскую народную песню «Во поле березонька стояла».

В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Россия гордится творчеством этого великого композитора. А сейчас мы послушаем его музыку (можно прослушать любое произведение из цикла «Времена года»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка и настроение

Интегрированное занятие в средней группе

Цель. Учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, пение, движение. Формировать творческие проявления во всех видах музыкальной деятельности.

Образовательные задачи.

Учить высказываться о музыке, используя разнообразные определения.

Учить петь выразительно, передавая характер песни (ласковый, жалобный, весёлый, шутливый, настороженный).

Учить узнавать знакомые песни по вступлению.

Развивающие задачи.

Развивать способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера.

Закреплять навык использования знакомых плясовых движений в свободной пляске.

Воспитательные задачи.

Поощрять самостоятельность при выборе способов действия для передачи образа игривого котёнка.

Воспитывать бережное отношение к живой природе, чувство сопереживания и заботы.

Оборудование. Музыкальная шкатулка, игрушечный домик, легкое покрывало, кошка (мягкая игрушка), корзинка с разноцветными клубками.

Ход занятия

Дети входят в зал, здороваются.

Музыкальный руководитель. Скажите, ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в музыкальный зал? Надеюсь, оно у вас хорошее, а может быть, даже весёлое. Как вы думаете, музыка может передать весёлое настроение? (Ответы детей.) Раз у вас сегодня хорошее, весёлое настроение, то и звучать в начале нашего занятия должна музыка с таким же настроением.

(Звучит музыка веселого танца)

А теперь я сыграю всё произведение, а вы с помощью танцевальных движений постарайтесь рассказать о своём настроении.

(Дети исполняют свободную пляску, раздаётся звучание музыкальной шкатулки.)

Какая удивительная музыка зазвучала у нас в зале! Как вы думаете, какое у неё настроение? (Нежное, грустное.) Верно. Но откуда раздаются эти звуки? (Идет вместе с детьми на звук.) Музыка зовёт нас в этот красивый волшебный домик (снимает с домика покрывало, которым он был накрыт). Кто в нём живёт? Давайте постучимся в дверку! Никого в домике нет!

(Воспитатель выводит кошку с перевязанной лапкой, встает рядом с домиком и грустно мяукает голосом кошки.)

Кисонька-мурысонька! Ты где была?

Воспитатель (голосом кошки). Гуляла.

Музыкальный руководитель. Ребята, давайте спросим киску, почему она такая грустная.

Дети. Кисонька-мурысонька, почему ты грустная?

Воспитатель (голосом кошки). Лапку сломала!

Музыкальный руководитель. Ребята, хотите послушать историю, которую поможет мне рассказать музыка? Присаживайтесь на ковёр!

Дети усаживаются на ковёр. Воспитатель садится на стул, стоящий перед детьми. Она гладит кошку, жалеет её, покачивает. Музыкальный руководитель исполняет пьесу А Гречанинова «Котик заболел» .

Музыкальный руководитель. Какое настроение у этой музыки? (Грустное, жалобное.) Правильно! Называется эта пьеса «Котик заболел». Может быть, у котика сломана лапка, как у нашей киски? Давайте её пожалеем! (Дети жалеют киску, гладят её, говорят утешительные и ласковые слова) Смотрите, наша киска повеселела, значит, лапка у неё больше не болит! (Предлагает детям снять с лапки повязку.)

А сейчас другая музыка расскажет о настроении котика.

Педагог исполняет пьесу А Гречанинова «Котик выздоровел».

Музыкальный руководитель. А у этой музыки какое настроение? О чём она нам рассказала? (Музыка весёлая, радостная, наверное, у котика лапка зажила.) Правильно! Пьеса так и называется - «Котик выздоровел».

Наша киска и котик из пьес композитора Гречанинова приглашают вас поиграть. Но сначала давайте вспомним: как любят котята играть? (Котята любят бегать, прыгать, за верёвочкой охотиться, бабочек ловить, мышей пугать и т. д.) Ну что же, вы хорошо знаете повадки этих животных! Я думаю, вам нетрудно будет превратиться в маленьких шаловливых котят. А воспитатель и киска будут отгадывать, что ваши котята делают.

Звучит пьеса Т. Ломовой «Котёнок играет». Дети под музыку изображают разные действия котят.

Музыкальный руководитель. А теперь придумайте своим котятам новые движения. Придумали? (Пьеса повторяется, дети по-новому изображают действия котят.) Пьесы для фортепиано рассказали нам историю котика: как он грустил, когда болел, как повеселел, когда выздоровел. Разное настроение хорошо передаёт и песня. Вы ведь знаете такие песни? (Ответы детей.) Прежде, чем их спеть, позовём песенку-помощницу.

Педагог просит детей сесть на стулья. Исполняет на фортепиано фрагмент песни «Тише, мыши!». Выясняет у детей, какое настроение у прозвучавшей только что мелодии (весёлое). Спрашивает, какими еще словами можно определить настроение музыки (шутливое, настороженное).

Музыкальный руководитель. А вы заметили, какая это «хитрая» мелодия: она не стоит на месте, а следует за словами и помогает нам лучше понять их смысл (демонстрирует на фортепиано). Давайте выразительно споём эту песенку! Не забудьте, что звучать она должна негромко. (Дети исполняют песню под аккомпанемент музыкального руководителя?)

Вот мы и подготовились к исполнению песен, передающих разное настроение.

Исполняет вступление к песне «Плачет котик» (муз. М. Парцхаладзе, сл. П).

Музыкальный руководитель. Узнали эту песню? С каким настроением будем её петь? (Жалостно, грустно.) (Дети исполняют песню?)

А эту песенку узнали?

Исполняет фрагмент песни «Кошка и котёнок». Дети называют песню.

Музыкальный руководитель. Правильно! При исполнении этой песни вам нужно постараться передать ласковое, игривое, весёлое настроение. А во время проигрыша после каждого куплета попробуйте показать действия игривого котёнка. Выходите, становитесь врассыпную! (Дети исполняют песню, сопровождая пение движениями.) Нашей киске очень понравились вы и ваши песенки! И она дарит вам свои самые любимые игрушки - разноцветные клубочки. Поиграйте с ними!

Звучит фонограмма песни «Пчёлка» (муз.М. Красева, сл. Н. Френкель). Дети играют с клубками.

Музыкальный руководитель. Наше занятие подошло к концу. Вы пришли сегодня с хорошим настроением в музыкальный зал. Надеюсь, что ваше настроение не изменилось и сейчас. Пусть оно сопровождает вас целый день!

 

«Три кита»

Цикл тематических занятий по системе Д. Кабалевского для подготовительной к школе группы

Занятие первое

Звучит (в аудиозаписи) тема медленной части скрипичного концерта Д. Кабалевского.

Музыкальный руководитель (м.р.). Какая прекрасная мелодия! Светлая, ясная... Кажется, будто прилетела она прямо из мечты. Как нежно и трогательно поет ее музыкальный инструмент, словно человеческий голос. Вы любите музыку? Расскажите мне, какая музыка больше всего вам нравится. (Ответы) Как вы думаете, что нужно для того, чтобы музыка родилась и зазвучала? (Предположения детей) Музыку должен кто-то написать, сочинить, придумать. Как мы называем человека, сочиняющего музыку? (Композитор) Музыку нужно исполнить на инструменте или спеть. Как мы назовем того, кто это делает? (Исполнитель) Музыка существует для людей, а не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет. Поэтому у нее должны быть слушатели.

Музыка всегда возникает из тишины. Послушаем и мы с вами тишину в зале, прежде чем повторится эта замечательная мелодия, с которой началось занятие. Вслушайтесь в нее. Какой инструмент ее исполняет? (Повторное прослушивание фрагмента из скрипичного концерта Д. Кабалевского) Конечно же, это скрипка. А прослушали мы с вами фрагмент из «Концерта для скрипки с оркестром». Его написал композитор Дмитрий Борисович Кабалевский, столетие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. Сегодня на нашем занятии будет звучать музыка Кабалевского.

Дмитрий Борисович с особой любовью относился к детям. Помимо «взрослых» опер, симфоний, ораторий он написал очень много музыкальных произведений для детей - фортепьянные пьесы и песни. Некоторые из них вы уже знаете. Многие, наверное, помнят пьесу о веселых и забавных клоунах, которые смешно кувыркаются, скачут, падают. (Играет начало пьесы) Или мужественную стремительную «Кавалерийскую» (наигрывает), или бодрую и торжественную песню «Праздник веселый». Эти произведения Кабалевского уже звучали на наших музыкальных занятиях.

Но композитор был широко известен не только своими музыкальными произведениями для детей. Он очень много сделал, чтобы классическая музыка, которую слушают дети, стала им понятна и близка, чтобы они на всю жизнь полюбили ее. Для этого Кабалевский часто встречался с детьми и беседовал с ними о музыке. Он приезжал летом в пионерские лагеря «Артек» и «Орленок», беседовал с детьми вечерами у костров, выступал с эстрады перед началом концертов, проводил необыкновенно интересные уроки музыки в обычной школе.

Свои беседы он обычно начинал так.

«Давным-давно, когда люди еще многого не знали, они не могли понять, как устроена планета Земля, на которой мы живем. Поэтому они придумывали себе разные объяснения, одно невероятнее другого. Так, они полагали, что Земля плоская, как блин, и омывается со всех сторон океаном и что ее держат на своих спинах три огромных кита. Причем же здесь музыка? А при том, что в музыке, как это ни странно, существуют свои "три кита". И существуют они на самом деле, а не в сказке. На этих "трех китах", можно сказать, почти вся музыка держится».

Что же это за киты? Почему их три, а не пять? Конечно, выражение «три кита» - условное, образное, и «киты» эти не настоящие, они не плавают в океане. Это три основные области, или, как их называют, три жанра музыки, а еще точнее -три типа музыки. Вы все с этими «китами» уже не раз встречались, и они вам хорошо знакомы. Сейчас вы убедитесь в этом сами.

Я сыграю вам отрывок, вы будете слушать его впервые. Будьте внимательны, постарайтесь ответить на вопросы: что это за музыка? Какой у нее характер? Что бы вам хотелось делать, слушая ее?

Музыкальный руководитель исполняет на фортепьяно «Рондо-марш» Д. Кабалевского.

Дети. Музыка бодрая, четкая, решительная. Под нее хорошо шагать. Это марш.

М.р. Вы правильно определили, это марш. Это наш первый «кит» в музыке. Слушайте следующий отрывок. А вопросы прежние: какой характер музыки? Что под нее хочется делать? К какой области музыки ее можно отнести?

Музыкальный руководитель поет без аккомпанемента первый куплет «Колыбельной Антонины» из оперы Д. Кабалевского «Семья Тараса» (вторая картина первого действия); второй куплет - с музыкальным сопровождением (приложение 1).

Дети. Это песня. Музыка нежная, грустная, спокойная, будто мама укачивает ребенка. Это колыбельная.

М.р. Правильно. Песня - это второй «кит» в музыке. Слушаем еще один отрывок.

Исполняет на фортепьяно «Вальс» Д. Кабалевского.

Дети. Музыка легкая, плавная, подвижная, под нее хочется танцевать и кружиться. Это вальс.

М.р. А что такое вальс? Дети. Танец.

М.р. Какие еще танцы вы знаете?

Дети. Польку, хороводный танец, плясовую.

М.р. Все танцы составляют третий тип музыки. Танец - это третий «кит». А теперь назовите всех трех «китов».

Дети. Марш, песня, танец.

М.р. Сейчас я буду играть эту же музыку Кабалевского, но в другой последовательности, а вы выберите для себя подходящие движения, соответствующие характеру музыки, и свободно двигайтесь под нее.

Дети маршируют, имитируют укачивание куклы, импровизируют вальс.

Занятие 2

Музыкальный руководитель (м.р.). На прошлом занятии мы познакомились с «тремя китами» в музыке - так образно назвал эти музыкальные жанры композитор Дмитрий Борисович Кабалевский. Напомните мне, пожалуйста, всех трех «китов». (Марш, песня и танец.)

Поиграем в музыкальные загадки: каждый из вас сейчас придумает своего «кита», исполнит свой собственный марш или танец. Это может быть вальс или полька - кому что больше нравится. А кто-то, может быть, захочет сочинить свою песню. Слова я могу подсказать на ушко, а можете придумать их и сами. Играем так: один человек поет, остальные отгадывают, что это за «кит». (Дети сочиняют вокальные импровизации и отгадывают жанры.)

С «тремя китами» мы постоянно встречаемся в жизни и всякий раз музыка подсказывает нам их предназначение. Военный марш, исполняемый во время парада, отличается от марша физкультурников или от циркового марша. Сейчас я предлагаю взять по три музыкальных инструмента - треугольник, барабан и бубен. Я буду играть три разных марша Кабалевского, а вы подыгрывайте мне, выбрав нужный инструмент.

(Исполняет на фортепьяно «Три варианта марша» Д. Кабалевского. Дети должны выбрать для военного марша - барабан, для спортивного - бубен, для игрушечного марша -треугольник.)

Многие справились с этим непростым заданием. Вы обратили внимание на то, что мелодия у всех трех маршей одинаковая? Но по характеру произведения мы можем понять, о чем рассказывает музыка, для кого она создана.

При помощи звуков музыки можно, оказывается, создать портрет человека, передать его характер, чувства и настроение. Сейчас сюда придут три сестрички - Резвушка, Плакса и злюка. Вы их не увидите, но узнаете, слушая музыку. Как вы думаете, какая из девочек вошла первой, какая -второй, какая - последней?

(Исполняет на фортепьяно в любой последовательности пьесы Д. Кабалевского «Резвушка», «Плакса» и «Злюка» (приложение 2).Дети говорят, о ком написана каждая из пьес.)

Попробуйте немного рассказать о любой из них. Как вы себе их представляете? Что вам подсказала музыка?

Дети пытаются воссоздать словесные портреты по музыкальным характеристикам. Музыкальный руководитель помогает им.

Занятие 3

Музыкальный руководитель (м.р.). Вы помните трех сестричек, которые приходили к нам в прошлый раз? Отгадайте, кто из девочек придет сегодня первой. (Исполняет любой отрывок из трех.) Как вы догадались, что это именно она? (Нам музыка подсказала. По ее музыкальному портрету. По характеру музыки.)

А теперь попробуйте изобразить каждую из сестричек в движении и мимике. Старайтесь не повторять друг друга. Пусть каждый придумает и покажет свой образ девочки. (Дети по очереди - или небольшими группами одновременно - импровизируют пластические этюды под ту же музыку.)

Но вернемся снова к нашим «китам». Сейчас мы все вместе споем песню Д. Кабалевского «Праздник веселый». (Исполняется песня) Скажите, какому из «китов» принадлежит эта музыка?

Дети. Это торжественный марш, мы под него выходили на праздник. Нет, это песня, ведь мы же ее поем.

М.р. Получается, что два «кита» встретились вместе в одном произведении. В результате получилась песня-марш. По-другому ее можно назвать маршевой песней. С соединением двух жанров мы встречаемся достаточно часто. Это особенно характерно для оперной музыки. Сейчас вы услышите еще один пример того, как встречаются два «кита» вместе. Постарайтесь их правильно определить и рассказать о характере звучания музыки.

Исполняет песню Д. Кабалевского «Наш край», аккомпанируя себе на фортепьяно

Дети. Здесь соединились песня и танец вальс. Музыка плавная, мягкая.

М.р. Вы прослушали одну из лучших и любимых всеми песен Кабалевского «Наш край». В ней просто и искренне передано чувство любви к родному краю, воспевается красота его природы. Напевная мелодия звучит легко и мечтательно. Музыка пленяет живым, светлым и радостным характером. Сейчас я еще раз спою первый куплет, а вы подпевайте мне. (Исполняет 1-й куплет песни.) Послушаем эту же песню в исполнении детского хора. (Прослушивание аудиозаписи.)

Сейчас вы услышите еще один фрагмент из произведения Дмитрия Борисовича Кабалевского - концерт для фортепьяно с оркестром. Слово «концерт» имеет два значения. Концерт - это не только исполнение музыки для публики в специ-альном концертном зале по заранее объявлен-

1 Праздничные утренники в детском саду. Изд. III. - М.: Советский композитор, 1985.

ной программе. Концертом может быть музыкальное произведение из нескольких частей: солист на каком-нибудь инструменте играет в сопровождении оркестра. (Прослушивание в звукозаписи фрагмента из середины 2-й части 3-го фортепьянного концерта.) Музыка, которую вы слышали, для вас совершенно новая. Или она вам уже знакома?

Дети. Знакома. Я узнал песню «Наш край», только ее не поют, а играют.

М.р. Вот видите, песня привела нас к новому жанру - фортепьянному концерту. Это более крупное по масштабу и форме, более сложное по содержанию и по образам произведение, где мелодия песни - всего лишь его фрагмент. Скажите, музыка в каждом куплете звучит одинаково?

Дети. Нет, она меняется.

М.р. Правильно. Д. Кабалевский использовал здесь форму вариаций. Мелодия песни от очень тихого и нежного (флейта) постепенно переходит к более насыщенному, оживленному и радостному звучанию. К инструментам высокого тембра присоединяется пианист-солист, а затем к ним подключаются все инструменты симфонического оркестра.

С тремя «китами» - песней, танцем и маршем -вы будете встречаться в самых разных, подчас в самых сложных музыкальных произведениях: в опере и балете, симфонии и концерте, сюите и кантате. Конечно же, тремя «китами» музыка не ограничивается, хотя на них она держится, как дом на фундаменте. Но ведь дом состоит не только из фундамента. Вам предстоит еще многое узнать и о других характерных чертах и особенностях «большой» музыки. Но «три кита» всегда и везде помогут вам лучше понять ее, станут надежным мостиком, по которому вы сможете пройти в любую область музыкального искусства.

 

19 ноября 2021 в 09:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.